Меню сайта

    Наш опрос
    Что для вас - георгиевская ленточка?
    Всего ответов: 511

    Статистика

    Форма входа
    Логин:
    Пароль:

    Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость | RSS


    Добро пожаловать в форум !!!


    Пятница, 29.03.2024, 14:33
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Хината  
    Интересный форум » Уголок интеллектуалов » История и культура разных народов » Культура России (XIV-XVIII вв.)
    Культура России (XIV-XVIII вв.)
    ХинатаДата: Понедельник, 10.11.2008, 23:33 | Сообщение # 1
    -=Админка=-
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1935
    Репутация: 33
    Статус: Отсутствует
    Региональные отличия, существовавшие в княжествах Киевской Руси, еще не позволяли утверждать о существовании отдельной русской (российской) культуры. Однако после монголо-татарского нашествия северо-восточные княжества развивались в значительной степени обособленно, изолированно как от Юго-Западной Руси, так и от Европы; в результате сложилась самобытная русская культура.

    1. Политический строй и общественные отношения.

    Центром политического и культурного единения северо-восточных русских земель стала Москва. Этому немало способствовала огромная роль, принадлежавшая Московскому княжеству в избавлении от монголо-татарского ига. При Иване ІІІ и Василии Ивановиче начался процесс централизации и формирования русского абсолютизма Во главе державы стоял Князь (позже – царь; первым этот титул, происходивший от слова цезарь, принял Иван ІV Грозный) и Великий Государь Всея Руси. При нем существовал постоянно действующий совет знати – Боярская дума; ее члены назначались на основе местнических правил. Из совещательного, собиравшегося эпизодически с непостоянным составом княжеского совета («думы») Боярская дума московских государей превратилась в высший государственный орган, став де-факто постоянно действующим учреждением, хотя и не имела своего юридического статуса. Делопроизводства не велось, заседания не протоколировались. Законодательная деятельность думы выражалась в совместном с царем обсуждении и принятии новых законов, что закреплялось формулой («уложил с бояры», «поговоря с бояры», «царь указал а бояре приговорили»). В условиях отсутствия развитых государственных органов управления в центре и на местах Боярская дума неизбежно должна была соединять в своей деятельности функции совещательного органа с функциями законодательными и управленческими. Санкционирование думой новых законов облегчало их проведение на территории всей страны. Во главе с монархом дума обсуждала и решала важнейшие хозяйственные, административные, судебные, военные и внешнеполитические вопросы. Члены думы участвовали в текущем управлении в так называемых думских комиссиях (например, Боярская комиссия по управлению Москвой на время отъезда из нее царя). Состав думы был невелик – 5-10 человек и не отличался постоянством. В середине 16 в. их насчитывалось свыше 50. Назначение («сказывание»), или пожалование в думные и иные чины стало объектом местнических споров и борьбы между соперничающими группировками знати. Бояре рассматривали свое участие в думе как неоспоримое право – привилегию. В дальнейшем из ближайших советников монарха могли образовываться неофициальные “ближние думы” из наиболее доверенных лиц – официальный «частный совет государя», присутствие в котором зависело от близости к монарху, от связи их служебной «специализации» с характером рассматривавшихся в «ближней думе» вопросов. «Ближняя дума» была своеобразной думской комиссией для рассмотрения вопросов, которые царь считал необходимым перед внесением в думу обсудить в узком кругу бояр. В начальный период правления Ивана ІV образовался кружок единомышленников, так называемая Избранная рада – интеллигенция того времени: незнатный, но одаренный дворянин Алексей Адашев, поп Сильвестр, князь Алексей Курбский и многие другие. Не будучи официальным государственным учреждением, Избранная рада 13 лет фактически была русским правительством. С упрочением царской власти государи начинали тяготиться необходимостью считаться с мнением Боярской думы: формула “Царь повелел, а бояре приговорили” стала лишь формальностью.

    Ко вт. пол. 16 в. складываются новые органы центрального управления – приказы, в которых сосредотачивалось все текущее правительственное делопроизводство и руководство деятельностью органов местного самоуправления. С разрастанием территории государства и умножением сфер государственной деятельности Великий Князь стал приказывать, то есть поручать, боярам какое-либо дело: так возникла “приказная” система. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные, границы деятельности их нередко были противоречивыми: финансовая деятельность делилась между несколькими приказами, или приказы могли касаться какой-то отдельной отрасли (Аптекарский, Пушкарский, Стрелецкий), ведомства (Приказ Большого дворца), территории (Сибирский приказ, Казанский) и тп. Порой их количество доходило до пятидесяти. Приказы формировались как постоянно действующие учреждения во главе с одним или несколькими «судьями», со своим присутственным местом («Изба», «палата»), более или менее определенным штатом дьяков, подьячих, со своей канцелярией и архивом. Некоторые приказы создавались на основе временного приказа-поручения по управлению. Какой-либо планомерности в создании приказов, определении сфер их деятельности не было, часто они создавались в ходе проведения определенных реформ. Для приказов было характерно совмещение функционального принципа управления с территориально-административным, управленческих функций с судебными, переплетение компетенции ряда приказов. Сложились специфические формы и стиль приказной документации, для которых характерны казуистический стиль изложения с тяжелыми громоздкими фразами и многочисленными повторениями, с подробнейшими указаниями лиц, которым адресовались грамоты. Ставшее нарицательным взяточничество (взятие «посулов», «поминок» и «дач», которые не только вымогались, но и «вымучивались») московских приказных чинов ми связанная с ними пресловутая приказная волокита привели к гипертрофированной бюрократической централизации государственного управления и суда. Решение всех вопросов сосредотачивалось в центре, что создавало благоприятные условия для злоупотреблений. Приказная система просуществовала до Петра І, который заменил их Двенадцатью коллегиями (Иностранная. Военная, Адмиралтейство, Коммерц-, Мануфактур-, Берг-коллегии (ведали торговлей и промышленностью), Камер-, Штатс-, и Ревизион-коллегия (ведали расходами и доходами), Юстиц-коллегия, Вотчинная и Синод), делившимися на департаменты (отделы). Территориально Российское государство делилось на воеводства, уезды и волости. После реформы Петра І делилось на губернии, провинции, дистрикты, уезды и волости, позже – на губернии, уезды и волости. Деление было произведено с целью лучшего распределения на постой многочисленной регулярной армии.

    С середины 16 в. политический строй начал принимать форму сословно-представительской монархии, что нашло свое выражение в созыве Земских соборов – совещательных сословных органов, представлявших дворянство и мещанство, “всякого чина людей”. Так, на Собор для составления кодекса законов велено было прибыть выборным людям от стольников, стряпчих, дворян московских и жильцов по два человека, от дворян и детей боярских больших городов по два, новгородцев с пятины по человеку, от гостей трех человек, от суконных сотен по два, от черных сотен, слобод и посадов по человеку…”. Привлечение к участию в решении важнейших государственных вопросов представителей дворянства и верхов городского торгово-ремесленнического сословия расширяло социально-политическую основу самодержавия. Земские соборы состояли из четырех курий: Боярской думы, представителей высшего духовенства (Освященный собор), служилого дворянства и торговых посадских людей. Соборные приговоры носили рекомендательный характер и были необязательны для правительства. Их созывали в случае необходимости принятия важных решений – по поводу войны, налогообложения и т.д. Земские соборы созывались до конца 17 века и свидетельствовали о формировании сословно-представительной монархии, поскольку власть царя еще нуждалась в поддержке сословий. Петр І, не мысля иного образа правления, кроме самодержавия, ввел Сенат – новый высший орган исполнительной и судебной власти, обладавший и значительными законодательными функциями; во главе его стол генерал-прокурор. Впоследствии действовали Верховный Тайный Совет, Кабинет Министров из трех человек, и прочие официальные и неофициальные. Екатерина ІІ под влиянием идей Монтескье попыталась осторожно ввести в России парламентаризм. С этой целью под предлогом выработки нового Уложения (Свода законов) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия, представлявшая все свободные слои населения. Однако доминирование дворян не позволило трансформироваться Комиссии в парламент, и она была распущена. К концу 18 века власть в России окончательно приобрела черты абсолютизма.

    Личные и служебные отношения между феодалами регулировались сложными нормами местничества, опиравшимися вначале на принцип родового старшинства (родословной «версты»). Но со вт. пол. 16 в. принцип старшинства по родословию отступал перед принципом давности «службы государю» в разных чинах. Карьера на «государевой службе» ставилась выше «породы», родословной «версты». Система иерархии при дворе называлась “местничество” – порядок назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к Великому Государю, так и давностью службы, и не очень зависело от личных заслуг и талантов. Знатнейшие феодальные роды могли «захудать», если их члены длительное время не достигали по службе высоких чинов. В отношениях между собой феодалы тщательно соблюдали местническую версту (свое место в сословно-иерархической системе). Дух местничества пронизывал все стороны семейного и общественного быта служилого дворянства и знати. Дьякам Разрядного приказа, ведавшего служебными назначениями знати, приходилось производить сложнейшие расчеты для определения степени родства и старшинства, поднимать архивные записи о старых назначениях. Однако местнические столкновения сопровождали большинство назначений, в ходе которых спорящие стороны совершенно забывали о «вежестве» (вежливости). Местнические споры за места на придворной и служебной лестнице вспыхивали во время военных походов, в царском дворе на пиру, во время торжественно церемоний. Местничавшие феодалы не считались ни с угрозой царской опалы, ни с другими карами, столкновения между ними стали неотъемлемой чертой феодального быта. Порой цари должны были официально на время войны приказывать “быть без мест”, а окончательно местничество, как «Богом ненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее» было отменено последним Земским собором в 1682 г. В 1722 г. Петр І ввел так называемую “Табель о рангах” – систему служебной иерархии, в которой военные и гражданские чины распределялись на четырнадцать классов, причем чины давались в соответствии с заслугами. Каждый должен был начинать службу с первого чина, независимо от происхождения. Эта система позволяла талантливым людям сделать карьеру. Вместе с «Табелью» возникло новое понятие и термин «гражданская служба» (штатская, статская), в отличие от военной – ранее такого разделения не было. Крое того. должности разделались на административные (классные чины – собственно чиновники) и обслуживающие делопроизводство (канцеляристы, подканцеляристы, копиисты, соответствовашие бывшим подьячим и чиновниками не считавшиеся и рангов не имевшие).

    Централизованное государство требовало единого законодательства. Чтобы централизовать и унифицировать судебно-административную деятельность, при Иване ІІІ в 1497 г. был первый Судебник – кодекс феодального права, положивший начало процессу закрепощения крестьян. Было составлено три обширных правовых кодекса – Судебники 1497, 1550 и 1589 гг, издано огромное количество актов, дополнявших статьи судебников. Наибольшее развитие получило уголовное и процессуальное право. По свнению с уголовным законодательством западноевропейских стран того времени русское уголовное право стремилось дифференцировать меры наказания, провести различие между проступком и квалифицированным преступлением («разбоем»), между человеком, впервые совершившим преступление, и «ведомым лихим человеком» (рецидивистом). Часто применялась такая форма разрешения судебной тяжбы, как «поле», - судебный поединок (форма «Божьего суда»): истец и ответчик сражались определенным оружием, и правым признавался победитель (могли участвовать вместо тяжущихся наемные бойцы). Суд был соединен с административным управлением: в пределах своей компетенции судебные функции осуществляли все должностные лица из местной или центральной администрации. Только в 18 в. судебные функции стали прерогативой квалифицированных судей. В 1649 г. было составлено Соборное Уложение – разработанный на Земском соборе свод законов Московского государства. Оригинал Уложения представляет собой свиток из 960 склеек общим весом около 6 кг и длиною 309 м.

    Социальная структура Московского государства была довольно сложной: высший слой феодалов делился на бояр, князей, дворян московских, дворян провинциальных, детей боярских городовых и проч.; к 18 в. все они слились в единый класс дворян. Вообще все сословия делились на податные и неподатные (привилегированные и полупривилегированные): в 18 в. господствующим слоем были дворяне, к полупривилегированным относились духовенство (черное и белое), купцы (делились на гильдии), казаки, иностранные колонисты и разночинцы. К податным сословиям относились крестьяне государственные (однодворцы, экономические, приписные, черносошные, ясачные и ямщики), дворцовые и помещичьи, мещане и цеховые ремесленники. Характер и формы взаимоотношений между феодалами определились занимаемыми ими местами на ступенях сложной сословно-иерархической лестницы, их материальным состоянием и знатностью. С 16 в. становиться традиционным обращение к вышестоящему лицу по имени-отчеству (с «вичем»), титулование его «государем», «милостивцем», «благодетелем», тогда как себя униженно именовали «холопишками», «худыми» и «скудоумными», «Петруньками», «Иванцами». Такая уничижительная форма употреблялась даже между ближайшими родственниками. С «вичем» в отчестве именовались только представители высшей придворной служилой и родовитой знати и отдельные лица из верхушки приказной бюрократии. Остальные писались на «ов». В отличие от западноевропейского дворянства у русских феодалов не было в обычае разрешать свои споры дуэлями. Ссоры обычно ограничивались взаимными словесными оскорблениями, бранью, но если брань переходила в драку, то дрались жестоко, таскали друг друга за бороды, колотили посохами, стегали кнутами. Оскорбление бранным словом издревле считалось на Руси нанесением «бесчестья» и каралось высоким штрафом, взимавшимся в зависимости от сословного и общественного положения оскорбленного. Но брань была в большом ходу не только среди светских людей, о и среди духовенства, она проникла даже в официальные документы.



    Все мы ангелы с одним крылом, и, чтобы взлететь, нам нужно лишь обняться крепко-крепко...
     
    ХинатаДата: Понедельник, 10.11.2008, 23:33 | Сообщение # 2
    -=Админка=-
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1935
    Репутация: 33
    Статус: Отсутствует
    2. Наука и образование.

    С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях, в которых остро нуждался развивающийся аппарат власти. На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение о том, чтобы в” царствующем граде Москве и по всем градам … у священников, у дьяконов и у дьячков учинить в домах училища. Чтоб священники и дьяконы в коемжде граде предавали им своих детей на учение”. Их предполагалось устроить в домах тем священников и дьяконов, которые не только сами грамотны, но и «могущих других пользовати», т.е. имеющих способности к преподаванию. Их должно было избирать из своей среды все духовенство городов. Планируемые школы не были сословными, в них согласно «Стоглаву», должны были учиться «священники и диаконы и все православные христиане». Плату за обучение родители вносили «по достоинству» учителей. Мастера грамоты устраивали училища не только в городах, но и в селах. В житиях святых редко встречаются упоминания о том, чтобы кто-нибудь из них учился вдали от своего города или села. «Мастерами грамоты» были дьяконы, старцы (т.е. монахи), и, наконец, неизвестные нам светские люди, учившие грамоте в течение двух лет, за что полагалось “мастеру принести каша да гривна денег”. Более высокого типа училища существовали при монастырях. С распространением грамотности росло количество рукописных книг, стоивших очень дорого. Материалом для письма служила привозная бумага из Италии и Франции. К концу 16 и в 17 вв. в Москве сосредоточилось немало образованных людей из украинских и белорусских земель, искавших пристанища в России: они приносили с собой западную образованность, но против них выступали грекофилы, опасавшиеся “латинства”. В 40-х гг. 17 в. Ф.М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому и латинскому языкам, риторике и философии. К этому отнеслись неодобрительно, считая, что в самой латинской грамоте заключено “еретичество”. Но вскоре в Москве открылось еще несколько частных школ. В целом 17 век был началом “нового периода русской истории” в области культуры, и, прежде всего, в образовании. В Москве в 80-х гг. 17 в. около 24 % посадского населения было грамотным. Большим спросом пользовались печатные буквари. В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. Учениками академии могли быть только православные: преподавалось богословие (догматическое и нравственное), грамматика, пиитика, риторика и философия разумительная (умозрительная), естественная (физика), и нравственная (мораль). Читались также курсы церковного и гражданского права изучались диалекты славянский, греческий, латинский и польский. Академия управлялась корпорацией профессоров во главе с блюстителем, которым могли быть только русские или греки, при этом последние должны были иметь свидетельство о православии от одного из патриархов. Корпорация академии решала дела коллегиально, распоряжалась капиталом и доходами академии, судила учащихся во всех случаях, кроме уголовных. Царь подарил академии на вечные времена свою библиотеку. На академию возлагались также цензурные и полицейские функции и высшая юрисдикция по вопросам веры. Ее персонал имел широкие полномочия по расследованию преступлений против религии и вопросам духовной цензуры. Без разрешения академии всем без исключения запрещалось иметь домашних учителей иностранных языков, а также хранить у себя и читать польские, латинские, немецкие, лютеранские и кальвинистические книги. Академия вела слежку за людьми, поднимавшими споры по вопросам веры. Рывок в образовании был сделан при Петре І, когда резко возросла потребность в людях практических профессий. В Москве в 1701 г. была открыта Пушкарская (артилерийская школа), и Навигацкая (школа математических и навигационных наук), готовившая штурманов) в 1707 г. – Медицинская школа, а в 1712 г. – Инженерная школа. Для подготовки мастеровых создали “русские школы” (учили читать и писать по-русски), или школы корабельных мастеров; первая – в 1703 г. в Воронеже, в 1717 г. в – Петербурге, а также в других городах, где строились корабли. В 1714 г. было решено открыть “цифирные” школы для обучения “чтению, письму, арифметике (цифири) и некоторой части геометрии”. Выучившимся выдавались “свидетельствованные письма”, без которых “жениться их не допускать и венечных памятей не давать”. Позже цифирные школы были преобразованы в солдатские. Впоследствии система образования в России приобрела ярко выраженный сословный характер: существовали отдельные учебные заведения для привилегированных слоев, Шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный, Пажеский), выпускавшие прежде всего офицеров и прочих специалистов для государственной службы (начало им было положено открытием в 1731 г. Сухопутного Шляхетского корпуса. Для женщин с 1764 г. существовал Смольный Институт благородных девиц и Благородные пансионы (с 1779 г.). Для подготовки кадров духовенства во всех губернских городах были созданы духовные семинарии и три духовные академии. Купечество могло получить профессиональную подготовку в Коммерческих школах. Пестрым и в основном недворянским (преимущественно разночинцы) был состав учащихся специальных школ: медицинских, горных, штурманских, землемерных, ремесленных, школ водоходств (готовили лоцманов для рек и шлюзовых мастеров), а также Академии художеств (готовила архитекторов, художников и скульпторов). Событием огромной важности стало открытие в 1755 г. Московского университета. В конце 18 в. открылась Медико-хирургическая академия, готовившая военных врачей. Для крестьян и горожан сословных школ не существовало.



    Все мы ангелы с одним крылом, и, чтобы взлететь, нам нужно лишь обняться крепко-крепко...
     
    ХинатаДата: Понедельник, 10.11.2008, 23:34 | Сообщение # 3
    -=Админка=-
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1935
    Репутация: 33
    Статус: Отсутствует
    3. Общественно-политическая мысль.

    В 16 в. в России зарождается общественно-политическая мысль; ее появление было вызвано бурными событиями государственной жизни. Начало формирования централизованного государства требовало соответствующей идеологической базы. Монах Филофей сформулировал тезис о Москве как о “третьем Риме”: Древний Рим и Константинополь пали, и Москва является столицей мирового православия, а русский монарх его главой; тем самым обосновывалось мировое значение власти московских правителей, выдвигалась идея исключительности, “богоизбранности” Московской державы. В творчестве Ивана Пересветова последовательно проводилась мысль о необходимости установления абсолютизма, сильной царской власти: “Государство без грозы, что конь без узды!”. Царь должен опираться на служилых людей, и беспощадно расправляться с противниками царской власти. Среди главных пороков, могущих привести к падению державы, Пересветов называл засилье вельмож, “ленивых богатинов”, их неправый суд, равнодушие к интересам государства, их бесконечные распри, нежелание воевать. В дальнейшем мысль о неограниченной монаршей власти дискутировалась в переписке опального князя Курбского и Ивана Грозного, который сформулировал принцип русского абсолютизма: “Жаловать своих подданных Мы вольны, а и казнить вольны же!”. Курбский отстаивал принципы дворянской вольности. Вопросы экономической жизни и государственного устройства рассматривал мыслитель вт. пол. 17 в. Юрий Крижанич, хорват по национальности. В сочинении “Думы политична” он выступил с широкой программой преобразований, включавшей развитие торговли и промышленности, реформу государственного управления и законодательства. В области международных отношений Крижанич вынашивал идею объединения славянских народов во главе с Россией. Он же сделал попытку дать характеристику русской нации в целом, определить достоинства и пороки, исследовать русский менталитет. Как констатировал Крижанич, «…в науках не сведущи, всякими вещами бедны и почти совсем нищи…». При этом «… из всех народов именно мы от природы особенно разгульны и расточительны… отягощены некоторыми общенародными пороками, особенно ленью, расточительностью, а что хуже всего – весь народ пьянствует от мала до велика…». «Мы довольствуемся убогими вещами и скромной жизнью…мы – жители бедной земли; они (иностранцы) – уроженцы богатых, роскошных стран – приносят к нам всякие товары, служащие для роскоши и наслаждений, и прельщают нас этими приманками, как охотники зверей», – сокрушается Крижанич. «…Мы расточительны и кутилы и не ведём счёта приходу и расходу, а раскидываем свои деньги даром…природным недостатком народа нашего является любовь к пирам и тщеславное гостеприимство и вследствие этого расточительность и обнищание. А за этим неизбежно следует жестокость по отношению к подданным. Ибо не счесть в нашем народе людей, которые вменяют себе за честь то, что они много пируют и без причин расточают своё имущество, а когда у них не останется необходимых средств, нещадно притесняют и прижимают бедных подданных, своих соотечественников. А по отношению к неблагодарным, задиристым чужеземцам и их бесполезным утробам они щедры и расточительны…» Но на этом Крижанич не заканчивает перечисление наших недостатков. «Беда наша горькая в том, - пишет он, - что иные народы… привлекают нас на свою сторону, впутывают нас в свои распри и сеют между нами рознь. А мы по своей глупости позволяем себя обманывать, и воюем за других, и считаем своими чужие войны, а друг друга ненавидим, враждуем насмерть, и брат идёт на брата без всякой надобности и причины … Чужеземцам мы во всём верим, сохраняем с ними дружбу и союз, а самих себя и своего рода стыдимся и отрекаемся от него». Главный же недостаток славян – «Не умеют наши люди ни в чем держаться меры и идти средним путем, а всегда плутаются в крайностях и погибелях». Грандиозная реформаторская деятельность начала 18 века способствовала активизации российских талантов, пробуждению мысли. Ярчайшим представителем этого периода был Иван Тихонович Посошков: он овладел многими ремеслами, занимался изобретательством, рационализаторством, владел винокуренным заводом и текстильной мануфактурой. Он был автором многих трудов, наибольшее любопытство представляет знаменитая “Книга о скудости и богатстве”, в которой он предложил ряд важнейших реформ: введение совещательного представительского органа, ведение протекционистской экономической политики, поземельное налогообложение, практические меры по борьбе с коррупцией и бюрократизмом, упорядочение функционирования судебного аппарата и т.д.



    Все мы ангелы с одним крылом, и, чтобы взлететь, нам нужно лишь обняться крепко-крепко...
     
    ХинатаДата: Понедельник, 10.11.2008, 23:35 | Сообщение # 4
    -=Админка=-
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1935
    Репутация: 33
    Статус: Отсутствует
    4. Литература и искусство.

    Среди жанров русской литературы, берущих свое начало в Киевской Руси, ведущую роль продолжало сохранять летописание, наибольшее значение имело московское летописание, последовательно проводившее идеи общерусского единства. В середине 15 в. в Москве был создан первый «Хронограф» – краткая всемирная история с включениями в нее сведений из русской истории. Ведущей темой в устном народном творчестве стала тема борьбы с монголо-татарами. В конце 14 – начале 15 вв. создается целый цикл летописных повестей и «сказаний» о Куликовской битве, в том числе, «Сказание о Мамаевом побоище» и великолепный памятник русской литературы – поэма «Задонщина», автор которой, Софоний Рязанец, построил ее по схеме «Слова о полку Игореве», широко использовав его художественные образы и приемы. Продолжала развиваться агиографическая литература: мастером этого жанра был Епифаний Премудрый, создавший жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского. В результате паломничества русских людей за рубеж возник литературный жанр «хожений», описывающих путешествия в Царьград и Палестину. Среди них выделяется выдающийся литературный памятник 15 в. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина о путешествии в Индию. Светским произведением был знаменитый “Домострой”, написанный или отредактированный попом Сильвестром, соратником Ивана Грозного. “Домострой” четко определял обязанности человека по отношению к церкви и царю, последовательно проводил мысль о безропотном повиновении царской власти. Важной часть Домостроя” является раздел “О мирском строении, как жить с женами, детьми о домочадцами”. Как царь является безраздельным владыкой своих подданных, так и муж – господин своей семьи и несет за нее ответственность перед богом и государем. Первейшая обязанность главы семьи – воспитание сыновей верными слугами государю, а самый верный метод воспитания – палка: «Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвеселишся…». Домострой был не только сводом правил поведения зажиточного человека 16 века, но и первой энциклопедией домашнего хозяйства. В 17 в. появляется мемуарная литература, ярким примером которой есть автобиографическая повесть “Житие протопопа Аввакума”. Аввакум. Виднейший и талантливейший деятель русского раскола, рассказывает о своей полной гонений жизни простым, живым языком народной речи, дает яркие картины борьбы раскольников и “никониан”, реалистичное изображение перипетий собственной судьбы, описания сибирской природы, меткие и язвительные характеристики враждебных Аввакуму лиц и явлений. Новым в литературе стало появление стихосложения. Выходец из белорусских земель Симеон Полоцкий, будучи воспитателем царских детей. переложил на стихи (вирши) псалтырь, служивший долгое время пособием для обучения детей грамоте, а также сочинил немало помпезных, тяжеловесных, со многими аллегориями стихов, славящих царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Впоследствии вирши стали непременным элементом празднеств, торжеств.

    Литературой и русским языком стали заниматься на профессиональной, научной основе. Первым профессором отечественной элоквенции (языкознания) стал Василий Тредиаковский, автор многих стихов и поэмы “Телемахида”. В 18 веке ведущим литературным направлением стал классицизм в сочетании с просветительскими идеями. Для этого стиля были характерны призывы к служению Родине, воспевание ее побед и героического прошлого, что определило распространение таких литературных форм, как ода и трагедия. Многочисленные оды написал М.В. Ломоносов; он же разработал основные принципы отечественного стихосложения. Выдающимся поэтом был Гавриил Романович Державин; его стихи отличались глубиной, смелостью мысли и образов, яркостью языка, звучностью стиха. Появились сатирически-обличительные произведения, остро критиковавшие отдельные стороны жизни и общества того времени: среди авторов, творивших в этом жанре, А. Кантемир, В. Капнист, А. Сумароков, И. Крылов. В конце 18 века возникает новое литературное направление – сентиментализм, сосредотачивавший внимание на изображении чувств и переживаний, внутреннего мира человека. В этом стиле творили А. Радищев, Н. Карамзин. Порой сентиментализм проявлялся в слезливости, мистицизме, упадничестве. В 17 в. в России впервые появилась рукописная газета, которую писали переводчики Посольского приказа только для царя и ближайшего окружения: там содержались сведения о главных событиях в Европе и международные новости. Информация черпалась в основном из газеты “Амстердамский курант”, поэтому русская газета назвалась “Куранты”. С 1702 г. выходила первая русская газета “Ведомости”. К середине 18 века в России выходило несколько журналов: “Трутень” (издатель Н.И Новиков), “Северная пчела” (издатель А.И. Сумароков).

    Архитектура конца 15-16 вв. отразила возрастание международной роли Русского государства. Архитектура должна была утверждать мощь государства и нерушимость веры. На первых порах приходилось привлекать к грандиозным работам в столице иностранных мастеров, так как отечественные не имели опыта создания величественных построек (он был утрачен во время упадка периода монгольского ига). Строителем современного, красного (в отличие от более древнего, белокаменного) Кремля являются итальянские мастера Пьетро Солари, Марк Фрязин (итальянец). Итальянский мастер Аристотель Фиорованти по образцу Успенского Собора во Владимире создал Успенский собор в Кремле, бывший в то время самым крупным сооружением Московского государства. Солари выстроил Грановитую палату – самое крупное светское строение 15 в., получившее свое название от “граней” внешнего декора фасада; в ней проходили торжественные приемы иностранных послов. С созданием единого государства стал формироваться общерусский архитектурный стиль. Не только храмы, но и жилые здания стали воздвигаться из кирпича. Самым распространенным типом был традиционный православный храм: куб, увенчанный пятиглавием. В отличие от византийских крестово-купольных храмов с середины 50-х гг. 16 в. стали строить церкви с шатровым завершением, причем не только в деревянной народной, но и в каменной официальной архитектуре. Шедевром древнерусского зодчества 16 в. стал Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного (так называется один из приделов). Не слишком большой по размерам, девятиглавый собор, увенчанный большим шатром, вокруг которого теснились яркие, своеобразные по форме купола приделов, связанные между собой галереей, выглядел чрезвычайно красочно и нарядно; пестрота и индивидуальность форм собора придавали ему сказочный вид. Его архитекторами были Барма и Постник. В 17 в. на смену монументальным храмам приходят сравнительно небольшие посадские церкви, отличающиеся игрой красок и объемов, нарядные, покрытые бесчисленными узорами, преимущественно шатрового типа, украшенные резьбой, изразцами (расписной плиткой). Из фигурного кирпича делались разнообразные детали стен, куполов, колоколен, широко применялся резной белый камень для отделки (“белокаменное узорочье”), а сами стены красились в яркий красный цвет. Под влиянием связей с западом в русском зодчестве распространился стиль московского (нарышкинского) барокко с идеей строго пропорциональной композиции здания, с пышной декоративной отделкой, развивающей традиции узорочья, с многоярусными колокольнями. В традиционном русском стиле в Кремле были построены Теремной и Потешный дворцы.

    Развивалось деревянное зодчество, широко распространенное на севере страны. Удивительным образцом этого искусства стал дворец Алексея Михайловича в его подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг.; он состоял из многих разнохарактерных по форме и объемам построек, связанных между собой переходами и галереями и насчитывал 270 комнат с 3000 оконцами: издали он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, “гульбищами” (галереями и террасами), “кокошниками”, крылечками с витыми колонками. Резные украшения дворца были выполнены белорусскими мастерами. По преданию, дворец был срублен без единого гвоздя, современники называли его восьмым чудом света. Представление о возможностях деревянного зодчества дает сохранившаяся до наших дней церковь в Кижах под Архангельском. В 18 веке архитектура развивалась особенно бурно. В градостроительстве был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, начало которой положило строительство Петербурга. В столицах и губернских городах стали возводить здания для правительственных учреждений. Господствующим стилем в первой половине 18 века стало барокко: создавались огромные архитектурные ансамбли, в которых дворцовая постройка, садово-парковое искусство, скульптура образовывали единый комплекс. Архитектура барокко отличалась торжественностью, необычайной пышностью декора (особенность русского барокко), обилием лепнины и скульптуры как части декора, обилием позолоты, бронзы и мрамора, “изломанностью” фасада, отсутствием четко выраженного архитектурного центра здания. В этом стиле творили Леблон, Трезини, Ухтомский, Растрелли. Во второй половине 18 века на смену барокко пришел классицизм, более полно, чем стиль Возрождения, возродивший приемы, форму и планировку античной архитектуры. Для комплексов этого стиля характерны яркость в сочетании с ясностью, простотой, сочетанием монументальности, изящности и гармоничности составных частей ансамбля. Зданиям свойственен строгий прямой фасад, состоявший из главного корпуса, и симметрично расположенные, более скромные по оформлению крылья, или флигеля. Архитектурным центром здания являлся величественный портик с колоннами, фронтоном и скульптурным фризом, над которым возвышался купол или ротонда. Архитектурным центром интерьера являлся колонный зал, часто завершавшийся куполом, украшенным росписью или лепниной (дом Пашкова, Павловский дворец, Таврический дворец, Александровский дворец). Выдающимися архитекторами, творившими в этом стиле, были Баженов, Старов, Казаков, Кваренги, Камерон.

    В 14-15 вв. своего наивысшего расцвета достигла церковная живопись; это проявилось прежде всего. в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан Грек соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского изобразительного искусства с достижениями русских живописных школ, его творчеству свойственны экспрессия, душевное напряжение, драматизм, погружение в мудрую философскую созерцательность. Творчество Андрея Рублева – высшая точка в развитии древнерусского искусства; в созданных им художественных образах он стремился соединить глубоко индивидуальные черты с обобщенным идеалом нравственного совершенства, чистоты и просветленности (самые известные работы – “Троица”, “Спас”). Живопись 17 в. еще в рамках религиозного содержания стала проявлять интерес к человеческой личности, к повседневной жизни. На фресках и иконах храмов Ярославля, Костромы и других городов библейские сюжеты – лишь повод для изображения жизненных сцен: изображение пахоты, жнецов на фоне русских пейзажей и в русских одеяниях (художник Г. Никитин). На стенах Предтеченского храма живописец даже рискнул изобразить обнаженное женское тело библейской Вирсавии. Появляется и портретная живопись, так называемое “парсунное” (от слова “персона” – личность, лик) письмо. Для него еще были свойственны каноничность, шаблонность, обобщенность образов, характерные для иконописи. Однако изображались и индивидуальные черты: известны портреты (“парсуны”) полководца Скопина-Шуйского, Лжедмитрия и проч. Главное место в живописи 18 века занимал портрет. Следуя традициям Возрождения, русские художники стремились передать не только внешний облик человека, но и его чувства, характер, внутренний мир. Блестящим художником-портретистом был Д.Г. Левицкий создавший портреты, И.Н. Никитин (портреты Головкина, Петра І на смертном одре), выходцы из крепостных И.П. Аргунов и Ф.С. Рокотов (портреты Струйской, Новосильцевой, Суровцевой), ученик Левицкого В.Л. Боровиковский (портреты Куракина, Лопухиной, Безбородко). Поскольку портрет должен был подчеркивать в первую очередь степень знатности, богатства, высокое служебное положение, художники тщательно выписывали мундир, ордена, парики, перстни, детали интерьера и т.д. Появилась жанровая, и прежде всего, историческая живопись: создавались циклы картин (например, посвященные победам русского флота). Создавались грандиозные плафоны – полотна с аллегорическими и мифологическими сюжетами, занимавшие всю площадь потолков дворцовых залов. Не имевшая традиции в предшествующие века, значительный рывок совершает скульптура: ее развитие было связано с архитектурой, т. к. скульптурные произведения являлись неотъемлемой частью садово-парковых и дворцовых ансамблей. Возникает монументальная скульптура, основанная на приемах классицизма: “Медный всадник” Фальконе, изображающий Петра 1 в виде римского консула, памятник Суворову, изображенному в виде бога войны Марса и статуя Самсона (своеобразный памятник победы в Северной войне), выполненные М.И. Козловским. В портретной скульптуре проявил себя Ф.И Шубин (бюсты канцлера Безбородко, императора Павла)



    Все мы ангелы с одним крылом, и, чтобы взлететь, нам нужно лишь обняться крепко-крепко...
     
    ХинатаДата: Понедельник, 10.11.2008, 23:35 | Сообщение # 5
    -=Админка=-
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1935
    Репутация: 33
    Статус: Отсутствует
    5. Быт и развлечения.

    Общественная жизнь и быт на Руси характеризовались крайностями. Христианская «благочестивая добродетельность» сочеталась и уживалась с жестокостью, мстительностью, распущенностью, с низменными побуждениями и поступками. Жестокость и грубость в обращении с нижестоящими на общественной лестнице соединялись с изысканным, доведенной до ритуальной обрядности «вежеством» в общении с равными и холопским самоуничижением в обращении с вышестоящими. Официально исповедуемое церковью женофобство, общественно-правовое принижение человеческого достоинства женщины соединялось с культом женщины – Богоматери. Дуалистическое воззрение христианских богословов на разделение полов как на два противоположных начала – доброго и злого – олицетворяло в женщине последнее, а вместе с тем и определяло ее положение в семье и обществе. В литературе женщинам давались самые унизительные и ядовитые эпитеты: «источник злобы», «сосуд змиин», «хоругвь адова». Женофобством были пронизаны и многие нормы церковного права. Женская красота рассматривалась как дьявольское орудие для улавливания человеческих душ, женофобские сочинения и проповеди приводили не только к принижению женщины, к закреплению ее неравноправного положения в семье и в обществе, но даже к сомнениям в возможности достичь «спасения» в мирской жизни, в браке. Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление». «Греховная» природа женщины, ее неравноправность перед мужчиной подчеркивалась запретом входить в алтарь храма, чтобы не «осквернить» его (роженица считалась «нечистой, греховной» в течение 40 дней, ей запрещалось входить в церковь, помещение, где происходили роды, также считалось нечистым, его следовало очистить специально (рожали поэтому в бане, и так считавшейся «нечистым» местом». Крестить ребенка в течение 40 дней запрещалось, так как мать нечиста и с молоком нечисть передается ребенку. Женщины высших слоев с малолетства и до замужества подвергались «теремному заточению», вели изолированную жизнь, в гости отправлялись только с мужем или отцом. Выходить в свет женщины начали только после петровских реформ.

    Утверждалась безусловная власть родителей над детьми, существовавшая в качестве нормы обычного права и закрепленная в юридических и судебных установках. «Домострой» советовал: «наказуй дети во юности и покоит тя на старость твою», «не ослабляй бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет… Бия его по телу, а душу его избавишь от смерти». Под угрозой наказания кнутом запрещалось жаловаться на родителей. Неповиновение родителям могло наказываться отлучением от церкви. На домохозяина как на главу семейства возлагалась ответственность и за поведение домашних слуг, челяди. Советы «Домостроя» по «домовому строению» (ведению домашнего хозяйства и воспитанию) были обращены в первую очередь зажиточному домохозяину, эксплуатировавшему труд челяди и мастеровых людей – «наймитов». Скрупулезность этих рекомендаций по экономному ведению хозяйства, практические советы по заготовке и хранению продуктов и товаров, приготовлению пищи, шитью одежды, содержанию в порядке домашней утвари уходу за скотом и пр. обусловливали их значимость для любой семьи, исходившей в ведении хозяйства из возможностей своего «добытка» и «промысла».

    В домах знати и именитого купечества хозяйство вели ключник и дворецкий из челяди или взятые в дом по вольному найму. Жены в таких домах ограничивались общим контролем за приготовлением пищи, руководством работой «сенных» девушек из челяди – вышивальщиц, кружевниц и т.д. Хозяину «Домострой» рекомендовал составлять для ключников и дворецкого специальные (недельные, месячные или годовые) росписи работ для слуг и мастеровых, товаров, которые следовало приобрести в торгу, столового меню на неделю и блюд на случай прихода гостей. Вечером хозяину следовало вновь обойти все помещения, проверить выполнение работ, целостность замков и дверей, лично опечатать их на ночь, спустить с цепи собак. Вечером же в конце недели он должен был принять отчет от жены, ключников и дворецкого о проделанных за этот срок работах, о поведении слуг, об израсходованных суммах. После обеда жизнь в городах и деревнях буквально замирала: все погружались в сон, в дремотное состояние погружалась даже городская стража (послеобеденный сон стал традицией). Особое место в домашнем быту занимала баня, которая кроме средства гигиены, считалась лучшим средством лечения от всех болезней. Баня была непременным элементом городской и сельской усадьбы.

    Неотъемлемой частью народных празднеств и домашнего досуга народа на Руси были «позоры» или «позорища» (представления) скоморохов, снискавших особую ненависть у высшего духовенства. В своих представлениях скоморохи использовали дрессированных животных (коз, медведей, собак), играли на музыкальных инструментах, показывали акробатические номера. Самыми популярными в ватагах скоморохов были «глумцы» (шуты), сочинявшие и исполнявшие и исполнявшие злободневные стихи и песни, побасенки, загадки. В шутках и представлениях скоморохов было немало циничного и непристойного, что, в общем, соответствовало уровню и запросам их зрителей и давало для церковных моралистов повод оценивать скоморошьи представления в целом как «блудные». Церковные писатели внушали, что под личиной скоморохов по земле ходят «бесы», отвлекая своими «позорищами» верующих от храма. Несмотря на осуждение церковью зрелищ, игр и развлечений как «сатанинские прельщения», отвращавшие христиан от «благочестия», церковь обращалась к мистической театрализованности, что должно было, привлекая верующих в храмы, поражать их воображение, оказывать на них желаемое и духовное и эмоциональное воздействие. Этой же цели служили и некоторые церковные средневековые мистерии, инсценированные представления на литургические, библейские и евангельские темы («Пещное действо», «Шествие на осляти», «Омовение ног»), представляя отдельные сцены “священной истории”, которые, как «благочестивые», противопоставлялись «блудным позорищам» скоморохов. Подобные первые театральные представления религиозного характера появились еще при Иване Грозном, когда на праздники разыгрывалось “Пещное действо”, изображающее мученическую гибель трех христианских отроков из огненной печи, куда их велел бросить “неправедный халдейский царь” (Навуходоносор). Во вт. пол. 17 в. возникает придворный театр. Первым драматическим произведением на его сцене была “комедь” “Баба-Яга Костяная Нога”, поставленная в 1671 г. во время торжеств по случаю бракосочетания царя. В летней резиденции царей Преображенском была даже специально выстроена Потешная палата. Первые спектакли были духовного содержания. Затем появились исторические пьесы и переводные. Царевна Софья перевела комедию Мольера “Врач поневоле” (в русском переводе – “Лекарь по принуждению”). Церковь осуждала театральные представления, и любивший их Алексей Михайлович, дабы искупить сей грех, отбивал по тысяче земных поклонов. В 1702 г. указом Петра І был создан Публичный общедоступный театр. В народном быту были популярны также «богатырские потехи» – кулачные бои и борьба. Кулачные бои (обычно схватки двух «стенок») большей частью происходили зимой, на льду реки, в присутствии большого стечения зрителей. Центром городской жизни был многолюдный и шумный торг. Там можно было увидеть диковинные товары, полюбоваться зрелищем ожесточенного, являвшегося едва ли не ритуально-театрализованным обрядом, торга при купле-продаже, посмотреть на наказания и казни «татей» (воров) и разбойников, посмотреть, как выколачивали долги на «правеже», на судебные поединки с участием наемных бойцов.

    Кунсткамера – первый русский музей, созданный Петром І на основе купленной за границей коллекции, была построена специально для первого русского естественно-научного и исторического музея. Здесь же помещалась Общественная библиотека. После передачи Кунсткамеры в ведение Академии наук она превращается из “собрания раритетов” в научное учреждение. Коллекции пополнялись в результате академических экспедиций, туда поступали собрания частных лиц.

    К концу восемнадцатого века культура России окончательно приобрела европейские черты и продолжала свое развитие в качестве составляющей европейской культуры.



    Все мы ангелы с одним крылом, и, чтобы взлететь, нам нужно лишь обняться крепко-крепко...
     
    Интересный форум » Уголок интеллектуалов » История и культура разных народов » Культура России (XIV-XVIII вв.)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024