Хината | Дата: Четверг, 01.01.2009, 14:49 | Сообщение # 1 |
-=Админка=-
Группа: Администраторы
Сообщений: 1935
Репутация: 33
Статус: Отсутствует
| Масленицей (масленой неделей, сырной неделей, мясопустом) по церковному календарю называлась последняя неделя перед великим постом, когда христианской церковью уже запрещалось употребление в пищу мяса, но еще можно было есть масло, сыр, яйца. Но в самой Масленице просматривается очень мало христианского, недаром же с таким неудовольствием во все времена относились к ней и православные, и католические священники.
То, что Масленица - пережиток какого-то древнего языческого праздника, не вызывает сомнений ни у кого; но мало кто представляет себе, в какую глубокую древность уходят ее корни. По мнению ученых, этот праздник зародился еще в верхнем палеолите! Первоначально дата Масленицы была постоянной - период весеннего равноденствия, предположительно 24 марта; уже значительно позднее церковный календарь привязал этот праздник к подвижному пасхальному циклу. Но смысл праздника остался прежним - прощание с зимой, ее изгнание и встреча весны.
Отличительная особенность Масленицы - буйное веселье, разгул, гостеприимство и обильное застолье. Мало какой праздник и на Руси, и в Европе отмечался столь же шумно и широко, с таким бурным, искренним и подчас грубоватым весельем и жизнелюбием. Даже масленичные песни отличаются от всех прочих, связанных с народными и церковными праздниками, своим шутливым настроем и добродушным юмором. Масленицу в них называют человеческими именами, награждают шуточными прозвищами (кривошейка, полизуха, блиноеда), уговаривают вернуться, ругают за обман: долгожданный праздник слишком быстро заканчивается и сменяется долгим и скупым на радости постом: Масленица-обируха, Масленица-обмануха! Обманула, провела, До поста довела… Сырная (масленая) неделя Веселая и разгульная, Масленица не переставала вызывать яростное неодобрение духовенства. "В то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий христовых, в то время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат и убийство, так, что ужасно слышать о том всякому Христианину" - пишет иностранный путешественник в конце 17 века. Ему вторит ученый 19 века: "По сказаниям церковных историков, в эти дни безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее, и такая костюмировка служила на масленице поводом к самому веселому разгулу, неистовству и разврату, в котором, к стыду того времени, принимали участие женщины". Известно, что в конце 17 века церковными властями была предпринята попытка запретить празднование Масленицы, но все, чего им удалось добиться - это сократить время праздника с 14 дней до восьми.
Позднее официальным днем начала Масленицы стал считаться четверг, а к концу 19 века - утро субботы; народный же праздник начинался с понедельника и длился всю неделю.
Наиболее значительными днями сырной недели были понедельник - "встреча Масленицы", четверг - "широкая Масленица", "широкий четверг", и воскресенье - "проводы Масленицы", "прощание", "прощеный день". Однако, и прочие дни масленичной недели не были обижены вниманием, и тоже имели свои имена: вторник - "заигрыши" (в этот день начинались масленичные игрища, устанавливались качели, иногда строились снежные городки), среда - "лакомка", пятница - "тещины вечерки" (в этот день зятья навещали тещ), суббота - "золовкины посиделки" (невестки приглашали к себе золовок).
Масленичные забавы Всю неделю продолжалось веселье. Ежедневно, начиная где со вторника, где с четверга, катались на санях, от одной деревни к другой. Все ездили к родным и знакомым на угощение; молодожены непременно посещали родню с обеих сторон; в воскресенье новобрачные возили родне пряники, а те отдаривались кусками мыла.
Другая обязательная масленичная забава - катание с горы. Катались и дети, и взрослые; молодоженам и здесь выказывалось особое внимание: во время катания с горы они должны были публично целоваться, а зрители старались вывалять их в снегу. Иногда при этом пели величальные песни молодым, сходные со свадебными величаниями.
Во многих местностях было принято возить по деревне "Масленицу" - наряженного бабой мужика, увешанного вениками, с балалайкой в руке, сидящего на колесе. Иногда в другой руке он держал полуштоф с вином и калачи. В одних санях с "Масленицей" ехали музыканты, а за ними, с пением и звоном бубенцов, следовала вереница других саней с празднично разодетыми парнями и девушками. Передние сани назывались "кораблем" и кое-где украшались воткнутыми в них метлами с привязанными к ним полотенцами, изображающими мачты с парусами. Вместо лошадей сани с "Масленицей" иногда тянули ряженые, в том числе и изображающие лошадей, а перед ними прыгали, кривлялись и пели деревенские весельчаки.
Масленичные блины На Масленицу обязательно много стряпали - калачи, оладьи, пирожки, но главным масленичным угощением были, конечно же, блины. Их пекли всю неделю, на блины звали гостей, повсюду угощали блинами. В старину первую опару на блины хозяйки готовили втайне от домашних, нередко со специальными "заговорами".
Нет ни малейшего сомнения, что изначально блины были ритуальной пищей; будучи по происхождению древнее хлеба, они играли большую роль в обрядности праздника. Блины были олицетворением солнца, так что поедание их в день прихода весны, "поворота солнца на лето" (мы ведь помним, что первоначально Масленица отмечалась в день весеннего равноденствия) имело магический смысл.
Другое значение блинов - поминальная еда. Неспроста ведь и у русских, и у других славянских народов во многих областях сохранился обычай поминать на Масленицу умерших родственников. В Тамбовской губернии, например, первый блин на сырной неделе клали на слуховое окошко - "для душ родительских".
Проводы Масленицы Обязательным масленичным игрищем были кулачные бои "стенка на стенку". Подобные обычаи известны и в некоторых других европейских странах (например, в Великобритании), и вряд ли стоит рассматривать их как проявление дикости и жестокости. Скорее, это - отголосок древних языческих ритуальных боев, смысл которых ныне утерян. Кое-где вместо кулачного боя устраивали "осаду снежного городка". В Пензенской и Саратовской губерниях в 19 веке снежный городок с башнями и двумя воротами в субботу сооружали на реке, посреди "города" делали прорубь. Крестьянские парни делились на две партии - "конницу" и "пехоту". По условному сигналу конные, выстроившись в боевой порядок, устремлялись на штурм городка, а пешие, размахивая помелами и метлами, пытались напугать лошадей и не дать всадникам въехать в ворота. Когда это все же происходило, городок считался взятым. Победителя купали в проруби, после чего угощали вином всех отличившихся в "битве". Затем все вместе ломали крепость и с песнями возвращались домой. Этой игрой и заканчивалась Масленица.
Но чаще, все же, кульминацией праздника становилось "сожжение Масленицы". "Масленицу" - уродливое чучело, обычно из соломы, с песнями носили по деревне, а потом сжигали где-нибудь на высоком месте или, реже, топили в реке либо хоронили с пародийными причитаниями. Иногда вместо чучела поджигали шесты с привязанными пучками соломы, колесо, "расписанное изображениями "темной силы" (не было ли здесь горящее колесо изначально символом солнца?), или снопы соломы, принесенные парнями и девушками по одному с каждого двора. Сжигали и ледяную гору, завалив ее хворостом и соломой. После этого расходились по домам.
Безудержное масленичное веселье резко, вдруг менялось на совсем другое настроение: "проводы Масленицы" не зря имели и другое название - "прощеный день". Все просили прощения у всех - у знакомых, у родни, у первых встречных: "Прости меня, пожалуй" - "Бог тебе простит!" - и обряд примирения завершался взаимным поцелуем. Обычай в последнее воскресенье перед постом просить прощения у родных и близких обычно рассматривается как истинно христианский, хотя у историков и на этот счет есть серьезные сомнения…
Чистый понедельник После завершения Масленицы крестьяне отправлялись в баню - впереди был "чистый понедельник", первый день великого поста. В некоторых губерниях Поволжья хлебные яства, оставшиеся с Масленицы на чистый понедельник, считались "погаными", их отдавали домашним животным; посуду меняли, лудили или тщательно промывали, а иногда даже приглашали священника освятить дом.
Находились, правда, и любители "справлять немецкую масленицу", или, проще говоря, опохмеляться в чистый понедельник, а кое-где обычай "полоскать рот" распространялся на всю первую неделю великого поста. "Широка река Маслена: затопила и Великий Пост" - посмеивались по этому поводу в народе.
Последний отзвук праздника - суббота великого поста. В этот день принято было "справлять тужилку по Масленице": печь постные блины, с конопляным или подсолнечным маслом. После этого масленичное веселье окончательно замирало, а крестьянам оставалось только вздыхать: Ой, Масляна, Масляна! Яка ты чудна!.. Як бы в тоби симь недиль, А в посту одна!..
Все мы ангелы с одним крылом, и, чтобы взлететь, нам нужно лишь обняться крепко-крепко...
|
|
| |